Главная  Строительство 

Станет ли тупик дорогой?


 

 


Майолика по-итальянски

Обжигать плитку и использовать ее для облицовки стен и пола начали более 5000 лет назад в Древнем Египте и Вавилоне. Изначально торговавшая с Египтом мавританская Испания позаимствовала технологию по производству плитки и сама стала продавать ее другим государствам Европы, в частности, Италии.

 

Современная керамическая плитка существенно отличается от той, что продавалась 5-10 лет назад. Видов и вариантов подобной продукции стало так много, что потенциальный покупатель, придя в строительный магазин, просто теряется. Среди всего изразцового великолепия выделяется эмалированная плитка – майолика, или коттофорте, которая является наиболее прочной керамической плиткой.

 

Тосканские гончары, узнав секрет оловянной глазури, поставили производство на поток, положив начало новой для Европы отрасли гончарного производства: изготовлению глазурованного фаянса. Название свое – фаянс – изделия получили по имени итальянского города Фаэнцы. Но Фаэнца главенствовала недолго. В середине XVI века выдвигаются новые итальянские центры по производству майолики: Урбино, Губбио, Пезаро. В конце XVII -первой половине XVIII веков майоликовое производство возникает на юге Италии, в маленьком городке Неаполитанского королевства – Кастелли. Неудивительно, что гончарные изделия итальянских мастеров приобрели наибольшую известность в мире.

 

В XI веке флорентийский мастер Лукка делла Робиа и его преемники стали покрывать свои изделия молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей имя– майолика. Это слово произошло от названия балеарского острова Майорка, или Мальорка, откуда были отправлены первые партии изделий. Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый – медью, в фиолетовый – марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды: перед глазурованием на слабом огне и после покрытия их глазурью – на сильном.

 


 


Майолика по-голландски

 

Но самую широкую всемирную известность приобрел прославленный красотой каналов и отраженных в их зеркале старинных домов город Делфт. В этом городе также трудилось немало гончаров. Но местная глина была чересчур жирной. Поэтому вначале делали из нее большей частью утварь для кухни, нехитрую, тяжелую, основательную – горшки, кувшины для молока и сливок, пивные кружки… Но это продолжалось недолго, до тех пор, когда в XVI веке в Делфт приехали многие итальянские мастера и стали выпускать керамическую плитку. Как только дело начало процветать, они приняли голландские имена и основали школу этого удивительного ремесла.

 

Сама природа повелела голландцам быть не только мореходами и садовниками, но и гончарами: бери податливую глину прямо за порогом дома, замешивай, формуй… К XV веку это ремесло считалось потомственным в голландских городах.

 

Некоторые фабрики, возникшие в то время, продолжают производить плитку и по сей день, и поэтому заслуженно являются одними из старейших не только в Голландии, но и во всем мире. Голландской плиткой отделывались интерьеры во многих странах, ее покупали в Нидерландах в огромных количествах, ее пытались копировать. В том числе и в Российской империи.

 

Поэтому Делфт вполне заслуженно называют голландской Фаэнцой, по названию того самого итальянского города, который дал миру слово фаянс! Знаменитый синий Делфт производился в виде плиток для облицовки стен и кафельных печей, а также столовой и декоративной посуды. Пик расцвета пришелся на XVIII век – в Голландии работало, по меньшей мере, около 30 заводов!

 


 


Майолика по-русски

 

Подобно любому произведению настоящего искусства, русские изразцы очень точно выразили эстетические и философские воззрения своего времени. Своим нарядным многоцветьем они свидетельствовали о богатстве и, тем самым, о могуществе – сначала удельных князей, а затем и первых московских царей молодого русского государства. Отсюда щедрое украшательство изразцами фасадов многочисленных храмов и дворцов вплоть до конца XVII века.

 

В самом начале XVIII века первый губернатор Санкт-Петербурга князь Меньшиков построил в Стрельне фабрику по образцу голландских заводов, где русские мастера стали делать плитку не хуже заграничной.

 

Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы. Здесь выпускались в большом количестве наличники для окон, порталы, фризы, плитки для изразцовых печей. С наступлением бурного XVIII столетия, когда Россия вышла на международную арену, и доказывать могущество русского государства пришлось, в первую очередь, силой армии, флота и развитием торговли, изразцы перебрались с улицы во внутренние покои особняков и в трапезные церквей. Теперь они свидетельствовали о благосостоянии хозяина дома и процветании церковного прихода.

 

Недаром такой плиткой отделан дворец того же Меньшикова в Северной столице. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой выложены не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30 000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде.

 

В декоративной майолике на рубеже XIX-XX веков работали такие русские художники, как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие. Не стал исключением и XX век. В 1930-х годах с майоликой работали советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов. С 1950-х к майолике обращаются не только советские, но и зарубежные художники-керамисты, в том числе Ф. Леже и П. Пикассо.

 

В XVIII веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной – мастерские Гжели.

 

 

 


Рождение майолики: точно и аккуратно

 

Макет будущих форм изготавливают из мягкого материала, по которому в дальнейшем делается гипсовая форма. После этого в готовые формы вручную укладывается с запасом глиняная масса, заполненные формы на несколько дней оставляют для естественной сушки. Готовые и подогнанные друг к другу образцы покрываются тонким слоем белой глины.

 

Технология изготовления майоликовых изразцов требует высокой культуры производства, точности и аккуратности в работе. Для изготовления изразцов используется красная глина, которая впоследствии покрывается эмалью и глазурью. Перед вторым обжигом поверх белой эмали наносится декоративный рисунок.

 

Но это не так просто, как кажется на первый взгляд: при повторном обжиге используемые краски могут поменять свой цвет, неправильно нанесенный рисунок практически невозможно исправить. Расписные образцы отправляются на повторный обжиг, который происходит под тщательным контролем мастеров, следящих за неизменностью параметров обжига. Иногда готовые образцы дополнительно глазируют специальными красками.

 

Чтобы придать изделиям характерный красно-коричневый цвет и завидную прочность, их отправляют на первоначальный обжиг. Обжиг производится в специальных печах с распределенным теплом, чтобы усадка изразцов происходила равномерно. Наконец, художники могут вручную(!) нанести рисунок.

 

Публикация подготовлена по материалам сайтов , Строй b2b рынок .

 

Сегодня многоцветные изразцы переживают свое второе рождение. Десятки фирм на территории России предлагают облицовку печей и каминов изразцами, многие специализируются исключительно на изразцовых печах. И это не случайно. Человек всегда стремится к изящному, художественному, красивому. Один из путей удовлетворения этого стремления – многоцветный, теплый, живой изразец.

 

 


 

 


“Ты туда не ходи…”

Путешествие вокруг озер шло без происшествий, пока не уперлись мы в будку со шлагбаумом на входе в элитный жилой комплекс Новая Скандинавия. Поясним, что обойти Нижнее (оно же – Большое) Суздальское озеро с западной стороны можно лишь по продолжению Береговой улицы, которое как раз и проходит через Новую Скандинавию. Неприветливый вид охранников не предвещал ничего хорошего. Пропускать нас они категорически не желали: мол, частная территория, прохода нет! На резонный вопрос, есть ли дорога в обход Новой Скандинавии, сторожа отвечали, что вокруг все загорожено: и возле озера, и у железной дороги, так что, дескать, возвращайтесь обратно. Как говорится, топайте отсюда подобру-поздорову!

 

О том, что многие замечательные питерские предместья на глазах превращаются в недоступные заповедники, куда посторонним вход воспрещен, говорилось уже немало. Но одно дело просто слышать об этом, а другое – почувствовать на себе. Именно так произошло, когда погожим майским вечером мы с другом совершали прогулку по дивным окрестностям Суздальских озер, что в Озерках.

 

Возмущению нашему не было предела: как же так можно, взять и закрыть проход вдоль озера, заперев знакомую с детства дорогу шлагбаумами и будками с охраной! Конечно, сомнения нет: частная собственность неприкосновенна, и вполне понятно желание обитателей Новой Скандинавии укрыть свой суверенный уголок от посторонних глаз. Но тогда, если уж так надо наглухо огородить элитный квартал, следует предоставить возможность всем остальным людям, бывающим в этих замечательных местах, обойти частную территорию! А Новая Скандинавия взяла и заперла, словно бутылочной пробкой, путь вокруг озера.

 

Видя наше явное нежелание поступать предложенным образом, стражи шлагбаума, в виде особого исключения, позволили нам преодолеть двухсотметровый путь между будками Новой Скандинавии. Правда, на прощание так же угрюмо молвили: Только вы тут больше никогда не ходите.

 


Проход есть, но… только на бумаге

Надо сказать, что административная машина сработала исправно. Едва ли не каждые две недели мне приходили ответы из различных властных инстанций. И что же выяснилось?

 

В раздумьях по поводу что делать и кто виноват? провел я несколько дней. Чувство несправедливости не давало покоя, хотелось непременно что-то предпринять, причем самым что ни на есть законным путем. Вскоре мысли мои нашли отражение в письмах, отправленных в районную и городскую прокуратуру, а также администрацию Выборгского района. Смысл обращений был таков: По какому праву Новая Скандинавия препятствует свободному проходу граждан вдоль озера? Если уж владелец земельного участка, действительно, имеет право закрыть сквозной путь через свою территорию, то пусть обеспечит альтернативный проход!.

 

Об этом в письме из Управления Роснедвижимости не говорилось ни слова. Зато на этот вопрос ответила прокуратура Выборгского района, проводившая проверку совместно с Управлением Росприроднадзора по Санкт-Петербургу и обнаружившая нарушение природоохранного законодательства. Оказалось, что альтернативная дорога, пролегающая вдоль озера, все-таки существует. Правда, только на бумаге.

 

Как следовало из письма Управления Роснедвижимости, никакого нарушения земельного законодательства в результате проверки не установлено. Так, стало быть, нет никакой беды в том, что продолжение улицы, по которому раньше можно было свободно ходить, теперь перегорожено? Что ж, дело понятное: частная собственность! Но ведь вопрос был еще и в другом: почему же не обеспечен альтернативный проход?

 

Как указывалось далее, прокуратурой района по данному факту возбуждено дело об административном нарушении по части 2 статьи 8.12 КоАП РФ и в адрес ЗАО Озерки внесено представление с требованием устранить нарушения природоохранного законодательства.

 

В ходе проверки было установлено, что береговая линия Нижнего Большого Суздальского озера является свободной для прохода граждан, – говорилось в ответе прокуратуры. – Вместе с тем, ЗАО Озерки, являющимся собственником земельного участка, нарушен режим использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, предусмотренный природоохранным законодательством. Так, территория данного участка (береговой полосы) загромождена поваленными секциями сетки рабицы, упавшими сухими деревьями, некошеной травой, выявлен факт складирования строительных отходов и тары, что является нарушением пунктов 6 и 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках….

 


Символ доступного жилья - палатка. Свет в «едином окне». А был ли съезд?. Реконструкция на смену макияжу. Последние кодексы: что было, что стало. Кесарю – кесарево, или морской музей – в морские казармы!. О полах, стенах и укладке плитки. Новый продукт: система рамного остекления без терморазрыва alt с48. Сносим стены по закону!. Пол в ладах с геометрией. Интерьерная колористика, или как выбрать краску для дома. Небоскребы: красота стоит дорого. Пол маслом не испортишь!.

Главная  Строительство 



0.0015

 
Яндекс.Метрика