Главная  Строительство 

Реформа жкх: равнение на германию


 

 

 

Глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик рассказал агентству Интерфакс-Недвижимость о результатах реализации целевой программы в 2006 году.

 

Приоритетный национальный проект Доступное и комфортное жилье – гражданам России стал одним из определяющих факторов развития строительной отрасли нашей страны. Основой нацпроекта является федеральная целевая программа Жилище, от реализации которой напрямую зависит решение поставленных руководством страны задач.

 

- В бюджете-2006 были определены ключевые направления и точки, в наибольшей степени нуждавшиеся в финансовых вложениях. Такой ключевой точкой стало, например, обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. В бюджете впервые было предусмотрено выделение средств на госгарантии и субсидирование процентной ставки по кредитам для подготовки земельных участков под строительство.

 

 - Сергей Иванович, каковы предварительные результаты выполнения ФЦП Жилище?

 

- Действительно, сейчас у нас только два участника подпрограммы по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой – муниципалитеты и субъекты Российской Федерации. Мы уже не раз говорили, что в таком случае регионы создают имущество не для себя. Основным заемщиком должен быть муниципалитет. Но такие полномочия на сегодняшний день муниципалитетам просто не по карману, поскольку они все уже достаточно серьезно обременены другими долгами.

 

- Росстрой предлагает внести изменения в подпрограмму, касающуюся развития инженерной инфраструктуры. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

 

Я полагаю, что в ближайшее время будет принято решение, которое даст возможность коммунальным предприятиям выступать в качестве заемщиков. Однако хочу напомнить, что долговые обязательства коммунальных предприятий за 2006 год составляют 300 млрд рублей и еще увеличатся на 7-8% до конца года.

 


 

- Сейчас часто обсуждается проблема выделения земельных участков под строительство. Какая часть участков предоставляется с помощью конкурсных механизмов?

 

Сегодня экономическая система просто не готова принять новые механизмы. Пока мы не дойдем до решения о замене гарантий живыми деньгами под инфраструктуру, вероятнее всего, никакого положительного результата мы не получим. Но для решения этой задачи необходимы огромные средства.

 

- Как сейчас контролируется градостроительная деятельность? Какие меры намерен принять Росстрой, чтобы навести порядок в этой сфере?

 

- В первом полугодии 2006 года на аукционной основе под жилищное строительство было выделено более 4 тыс. участков. Часто говорят, что проведение такого аукциона сложно подготовить, однако этот миф развеивается. Такие регионы, как Хабаровский край, Тюменская и Челябинская области, а также многие другие, уже давно занимались подготовкой к аукционам, потому что понимали – это единственный способ разбить складывающуюся сейчас монополию на землю.

 

Надеюсь, что уже в этом году она будет принята, и, таким образом, закон вернет нам контролирующие функции в этой сфере.

 

- Мы подготовили поправку в Градостроительный кодекс, предусматривающую, что контроль над соблюдением, развитием и формированием всего градостроительного направления в субъектах и муниципальных образованиях будет возложен на Росстрой.

 

- Когда мы говорим о доступном жилье, нужно понимать, что для разных категорий населения доступность жилья выглядит по-своему. Понятие доступности зависит от цены жилья, от ваших доходов и от того, в какой социальной нише вы находитесь.

 

- Сколько должно стоить доступное жилье для граждан России?

 

Для тех, кто не может ни арендовать, ни купить при помощи заработанных денег, предусмотрено социальное жилье из расчета стоимости жилья и доходов населения в конкретном регионе. Для всех остальных – это выход на рынок с помощью ипотеки и других механизмов.

 


 

Хочу отметить, что за первое полугодие 2006 года количество выданных кредитов увеличилось в шесть раз по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Окончательные результаты будут известны в конце года, но, думаю, по сравнению с прошлым годом этот показатель вырастет как минимум в три раза.

 

В 2004 году взять кредит могли 9% населения. Мы запланировали, что к 2010 году купить жилье с помощью ипотеки сможет уже 30% населения. Таким образом, жилье будет для них доступно.

 

- В среднем по России – около 18 тыс. рублей за кв. м. Не забывайте, что резкий рост цен происходил не в маленьких городах, а только в областных центрах, причем, чем больше город – тем больше рост.

 

- А какова будет к концу года, по вашим оценкам, средняя стоимость квадратного метра в России на первичном рынке?

 

- Один из основных показателей нацпроекта – это ввод жилья. В 2006 году необходимо ввести 50,8 млн. кв. м. С учетом существующей динамики ввода жилья, можно с уверенностью предполагать, что к концу года целевой показатель нацпроекта будет достигнут.

 

- По каким параметрам будет анализироваться исполнение ФЦП «Жилище» и нацпроекта по жилью?

 

- Планируется ли вносить какие-либо изменения в ФЦП Жилище в 2007 году?

 

По данным на ноябрь в России введено в строй 24,9 млн. кв. м, что на 12% больше, чем за соответствующий период прошлого года. 24 субъекта РФ ввели свыше 60% от своего годового уровня.

 


 

- Ход работы по ФЦП Жилище в 2006 году показал ряд определенных недостатков в механизмах ее реализации. Для того чтобы их устранить, Росстрой разработал и направил в Минрегионразвития проекты постановлений правительства. В частности, они предусматривают включение в число участников программы организаций ЖКХ и застройщиков.

 

Кроме того, мы хотели бы обратить внимание на развитие частно-государственного партнерства в сфере комплексного освоения территорий с помощью отбора и реализации особо крупных экспериментальных инвестпроектов.

 

Мы предлагаем предоставлять госгарантии российским кредитным организациям для привлечения средств на реализацию инвестиционных проектов, а также выделять регионам субсидии на их реализацию.

 

- Самое главное, что федеральная, региональная и местная власти поняли, что без совместной работы проблемы в строительном секторе не преодолеть. Ведь нам необходимо не просто построить определенное количество домов, нам нужно изменить всю систему. Не случайно мы внесли и еще будем вносить множество поправок в законодательство, изменили правила, по которым сегодня должна научиться жить вся страна – и в секторе градостроительства, и в секторе ЖКХ. Это сложнейшие вещи, которые еще только предстоит претворить в жизнь.

 

- Какие выводы можно сделать по итогам реализации нацпроекта в этом году? Какие достигнуты успехи? С какими трудностями столкнулись строители?

 

Хороших регионов много: это Кемеровская, Ростовская, Волгоградская, Челябинская, Свердловская, Тюменская и Астраханская области, Хабаровский край, Чувашия. Начинает оживать Санкт-Петербург. Однако настораживает то, что инициаторами новых масштабных проектов становятся не местные органы власти, а представители предпринимательского сообщества. Все-таки созданием условий для b2b а должны заниматься местные органы власти и субъекты РФ. Только тогда мы, наконец, дождемся и строительного бума, и снижения цен на жилье.

 

Этот год – всего лишь первый шаг. Реализация нацпроекта Доступное жилье – стайерская дистанция, рассчитанная на десятилетия, а не на годы.

 

 


 

 


С ЧЕГО НАЧАТЬ?

По словам немецких коллег, успех реформирования зависит от эффективного решения технических, организационных и экономических задач. Ну, с технической стороной все более-менее понятно - нужно переходить на новые энергосберегающие технологии. Например, в Европе уже стало привычным энергию солнца, воды и ветра преобразовывать в электрическую. Ресурсы нужно беречь. Но когда оплата услуг зависит от размеров жилплощади, об этом как-то не задумываешься. Бережливые немцы в каждой квартире устанавливают счетчик – и оплачивают фактическое потребление. Подойдет ли это ни в чем не знающим меры русским, покажет время.

 

О модернизации ЖКХ в России поговаривали уже давно: пустующие дома, требующие ремонта фасады, усталые люди, ждущие расселения годами. Восточная Германия столкнулась с этими проблемами еще в начале 1990-х. Но план по модернизации выполнила, даже перевыполнила. И теперь охотно делится опытом с нашей многострадальной страной.

 

Немцы знают, о чем говорят. Элитные дома можно строить отдельно, и спрос на них всегда будет. Сейчас же задача российского рынка жилья – предоставление широкого спектра предложения для ВСЕХ слоев населения. Повышение доступности путем снижения цен при улучшающемся качестве. Что порадовало наших германских коллег, так это смягчение условий ипотеки. Мы увидели, что в Петербурге банки уже серьезно занимаются вопросами ипотечного кредитования. В нашей делегации есть банкиры, которые также готовы включиться в решение жилищной проблемы, – заявил уполномоченный министр по кооперации с Россией Федерального министерства транспорта, строительства и городского хозяйства Германии Томас Яницкий на конференции Опыт реформирования ЖКХ в восточных землях ФРГ.

 

Экономические задачи решать труднее всего. Для России – труднее вдвойне. Неравномерное распределение доходов, пропасть между богатыми и бедными… В одном доме могут обитать как низы, так и верхи. Переселение – это лишь один из вариантов. Причем не самый безболезненный. Ведь для того, кто нежно любит Петроградскую сторону, перспектива переселиться в Адмиралтейский район – цены там, дескать, ниже, за капремонт платить не придется – трагедия. И тут Германия учит: стремитесь к стабильности, к выравниванию уровня жизни, снижайте стоимость жилья и плату за услуги. В общем, стабилизируйте экономику, а людей оставьте в покое.

 

Прежде чем приступать к кардинальному решению квартирного вопроса, необходимо оценить нынешнее положение дел и сделать прогноз на завтра. В первую очередь это касается демографии. Согласитесь – при низкой рождаемости спрос на жилье будет падать. Однако, как утверждает г-н Яницкий, демографические изменения в России еще не имеют резкой выраженности, хотя один аспект все-таки нужно учитывать. Его можно обозначить страшным термином поляризация населения. Переводится так – в районах промышленного и экономического процветания численность населения растет, в районах экономически слабых – стремительно падает. Например, в Германии можно встретить города, в которых пустует аж 30% жилья. И об этом следует помнить при возведении новых домов.

 


 

Также в Германии существуют особые права пользования. Они касаются гаражей, мест для парковки и подвалов. Владелец жилья не имеет на них права собственности, но наделяется особым правом пользования. Соответственно, за него нужно вносить плату в общую кассу. Все это прописывается в Договоре долевого владения.

 


КАК ПРОДОЛЖИТЬ?

Изучение законодательства Германии в области жилищно-коммунального хозяйства может оказаться полезным. Возьмем, например, многоквартирный немецкий дом. В пределах своей квартиры собственник может делать все что душе угодно – красить стены в красный цвет, менять межкомнатные двери на кокетливые занавесочки… Но вот вставить новую оконную раму не имеет права. Поскольку она меняет, пусть незначительно, внешний вид фасада. А фасад принадлежит всем собственникам дома. И если любитель перемен все-таки хочет реализовать свою идею – он должен договариваться со всеми соседями. И получить их согласие, единодушное одобрение.

 


Удача для дачи. Простые решения проблем водоснабжения. Виниловые «одежды» для дома. Доступность и комфорт – вещи несовместимые?. Как не превратить памятник в надгробие?. В питере появилась радуга. Уникальные лифты мира. Рынок жилья пошел на взлет. Глобал-сталь: европейский стандарт!. Важнейшие векторы строительной политики. Алютех представляет.... «александрийские двери» – непревзойденное качество.

Главная  Строительство 



0.0006

 
Яндекс.Метрика