Строительство Без волшебных пузырьков Штукатурные составы! Тепло и ярко! Петербургский стиль Кровельная медь. За новинками! Специальный материал Считать воду! Ветонит Ладожская вода Тепло вашему дому День кленового листа Вмс кровельная медь Строительные материалы Крыша над головой Пергамин от петровича Контроль без разрушений Альфапол Мебель Кабинет руководителя Эргономичная мебель Интерьер кабинета Место для сидения Домашняя экология Прихожие Железная дверь Кожанеая мебель Офисные тумбочки Рабочие столы Стеллажи Выбор дивана Типы офисов Президент-комплекты Эргономика |
Главная Строительство Нам юмор строить и жить помогает
Обо всем этом шла речь на «круглом столе» в ИА «Росбалт» на тему «Перспективы современного освоения памятников промышленной архитектуры». Проблема звучит сегодня все острее: десятки уникальных объектов находятся в критическом состоянии, а то и вообще под угрозой сноса.
Все привыкли к тому, что Петербург - культурная столица, город-музей. Однако сегодня редко вспоминают о том, что Петербург рос как город-завод, и в нем веками формировалась уникальная промышленная архитектура. Ею можно по праву гордиться, но происходит почему-то иначе: старинные заводы зачастую не воспринимают как ценное культурное наследие.
Промышленная архитектура существовала в Петербурге с XVIII века, самые яркие ее примеры – это Новая Голландия и Пороховые заводы. Есть замечательные образцы промарта пушкинских времен, а для конца XIX – начала ХХ веков он является неотъемлемой частью образа города. Возводя сооружения утилитарного назначения, архитекторы нередко использовали приемы культового зодчества, а заводские башни часто напоминали средневековые крепости. Фабричные трубы играли, наравне с храмами, роль высотных доминант. Кроме того, промышленная архитектура служила полигоном новых строительных технологий. Особенно ярко это проявилось в эпоху конструктивизма 1920-30-х годов.
Тональность обсуждению задал фильм «ПромАрт» (автор и режиссер Алексей Олиферук) с уникальными съемками объектов, расположенных на закрытых территориях заводов и фабрик. Визуальный ряд позволил представить иной Петербург – не северную Венецию, а «Русский Манчестер» (так называли район Невской заставы). Вспомним также заводские территории за Нарвской заставой, на Выборгской стороне, вдоль Синопской набережной и круглое здание газгольдера на Обводном канале, стоящее в ряду с лучшими мировыми образцами.
Участники «круглого стола» – историки, искусствоведы, общественные деятели – были едины в одном: промышленная архитектура заслуживает такого же серьезного отношения, как и другие направления зодчества. Однако будущее многих шедевров сегодня вызывает беспокойство. На Западе отношение к промарту прошлых веков – бережное и трепетное. Подобные объекты вызывают там огромный интерес, привлекают туристов и приносят немалый доход.
«Многие старинные заводские корпуса сегодня пустуют, не используются, разрушаются, а их владельцы и инвесторы подчас слабо представляют или вообще не представляют себе ценности этих сооружений и готовы пустить их под снос, - подчеркнула сопредседатель СПб. отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Маргарита Штиглиц – исследовательница промышленной архитектуры. – Самое большое опасение вызывают перспективы промышленной архитектуры времен авангарда».
Старинные заводские корпуса нередко используют под музеи, культурные и деловые центры, гостиницы и престижное жилье. Так поступают в Берлине, Гамбурге, Манчестере, Лондоне, да и совсем рядом с Петербургом – в финском Тампере. Так что нам вовсе не требуется изобретать велосипед! Между тем, положительные примеры нового использования старинных объектов промарта у нас единичны (чаще всего речь идет об устройстве многофункциональных коммерческих центров), а Музей воды в бывшей водонапорной башне на Шпалерной улице – единственный удачный пример реформирования промышленного пространства в музейное.
Принявшая участие в дискуссии депутат Госдумы Оксана Дмитриева выразила мысль, что промышленная архитектура – одно из конкурентных преимуществ Петербурга в борьбе за привлечение туристов, и очень странно самим же уничтожать свое достояние. «Позиция КГИОП должна быть жесткой, звучать как табу, - подчеркнула она. – Инвестор всегда заинтересован в быстрой прибыли, поэтому для них должны быть жесткие законодательные ограничения».
Заместитель председателя КГИОП историк Борис Кириков также отметил, что промарт - это неотъемлемая часть петербургского архитектурного наследия, однако этот тезис не встречает понимания у инвесторов. «Их позиция часто цинична и вызывает ужас свой дикостью, - возмутился Борис Кириков. – В ответ на их предложения нередко хочется им просто сказать: господа, вы сошли с ума!».
«Сегодня архитектурное наследие Петербурга в опасности, - подчеркнул Александр Марголис, - и она возрастает по мере того, как увеличивается мощь наших инвесторов, а разруха в их головах, по выражению доктора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца», не прекращается».
Итог дискуссии подвел генеральный директор Международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис. Он согласился, что исчезновение промышленной архитектуры колоссально обеднит образ Петербурга, но проблема гораздо шире. Мы повторяем сегодня путь других городов Европы, отставая на 25-40 лет. Все это Европа уже переживала, в том числе и увлечение небоскребами. Поэтому очень важно оказывать давление на инвесторов, в том числе и на «Газпром», доказывать им, объяснять, пытаться прививать ценностные ориентации.
3. Горячая вода – жидкость, которая обладает текучестью.
3. Горячая вода, годная к употреблению – жидкость, получаемая из горячей воды при помощи кастрюли и газовой плиты.
3. Холодная вода – жидкость, которая должна обладать текучестью, но почему-то не течет.
3. Свет – нечто, подверженное непредсказуемым отключеньям. График отключений является хорошо охраняемой государственной тайной. Проще достать чертеж ядерной баллистической ракеты, чем узнать, кто, почему и на какое время выключил свет.
3. Газ – очень взрывоопасная субстанция. К подаче в жилые дома не рекомендуется.
3. Отопление – слово, в которое вкралась орфографическая ошибка. Следует понимать как затопление.
3. Канализация – нечто, пропускная способность чего всегда ниже реального потока; ароматизатор квартиры и источник доходов сантехника.
3. Крыша – поверхность, состоящая из дырок не более чем на 30%.
3. Звукоизоляция – ситуация, когда Алла Пугачева с четвертого этажа изолирует вас от детского рева с пятого.
3.1 Потолок – условно-горизонтальная поверхность условно-белого цвета. Должен располагаться выше мебели.
3.1 Пол – условно-ровная поверхность, которая не должна препятствовать передвижению по квартире.
3.1 Капитальная стена – стена, на которой прораб сколотил свой начальный капитал.
3.1 Прямой угол – абстрактное понятие. Ищи - не ищи, а в квартире не найдешь. То же касается вертикали, горизонтали и плоскости.
3.1 Штукатурка – уникальный песок, способный некоторое время лежать на вертикальной поверхности.
3.1 Столярка – рамы и двери работы неизвестного мастера. Оно и понятно. Если бы жильцы знали автора, убили бы.
3.1 Нормальные жилищные условия – условия, при которых тараканы еще не покидают квартиры.
3.1 Обои – нечто, удерживающее этот песок.
3.1 Нежилая площадь – площадь, на которой обычно живут родственники, приехавшие погостить.
3.1 Жилая площадь – три метра, оставшиеся в квартире после оборудования санузла.
|
|